Этические правила поведения для преподавателей

Общие положения

1.1. Настоящие Этические правила поведения (далее — Правила) в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении коллежа разработаны на основе Конституции и Законов Республики Узбекистан: «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», «Об основах государственной молодёжной политики», «О гарантиях прав ребёнка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О принципах и гарантиях свободы информации», Государственных программ «Год молодёжи», «Год гармонично развитого поколения», Постановлений Кабинета Министров, соответствующих Приказов Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Центра среднего специального профессионального образования, Устава и Правил внутреннего распорядка колледжа, общепризнанных нравственных и этических принципов.

При разработке Правил принята во внимание основная функция колледжа – предоставление образования и воспитание, так как законодательные документы Республики Узбекистан в образовании направлены на предоставление гражданам образования, воспитание, определение правовых основ обучения профессиям и обеспечения конституционных прав каждого на получение знаний, разработку и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы.

1.2. Правила вступают в силу после утверждения Педагогическим Советом колледжа, внесение изменений и дополнений в Правила осуществляется согласно решению Педагогического Совета колледжа.

1.3. Правила содержат неукоснительные для соблюдения правила поведения и обязанности, принципы этики во взаимоотношениях членов коллектива – администрации, преподавательского состава, сотрудников и учащихся колледжа.

1.4. Соблюдение Правил обязательно для всех членов коллектива колледжа.

1.5. Каждый член коллектива, принимаемый на работу, должен ознакомиться с Правилами и, поставив свою подпись, принять обязательство соблюдать их.

1.6.В колледже заинтересовано в соблюдении указаний, содержащихся в Правилах, во взаимоотношениях с общественными, государственными и негосударственными организациями, образовательными и научными учреждениями, предпринимательскими структурами, средствами массовой информации и с родителями учащихся.

1.7. Каждый руководитель колледжа издаёт внутренний Приказ о введении Правил в учебно-воспитательный процесс.

1.8. Полный текст Правил размещается на видном месте колледжа.

2. Цели и задачи
2.1. Цели Правил — формирование здорового духовного и социально-психологического климата в колледже, сохранение его имиджа, содействие в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким духовным и этическим требованиям, дальнейшее повышение престижа колледжа в обществе и в системе образования в целом.

2.2. Основные задачи Правил:

— подготовка специалистов, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, осознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей, правильно воспринимающих внутреннюю и внешнюю государственную политику, патриотов и гуманистов, инициаторов и предпринимателей, вооруженных современными знаниями и обладающих высокими человеческими качествами волевых, уверенных и с пробуждённой совестью.

— формирование, сохранение и защита духовно-нравственного иммунитета членов коллектива в колледже;

— предотвращение всяческих действий, направленных на нарушение этики поведения среди молодёжи, в том числе агитации к насилию и жестокости, содействие защите молодёжи от пьянства и наркомании, от других различных пагубных угроз и чуждых религиозных и экстремистских воздействий, опасности негативной «массовой культуры».

3. Общие правила поведения членов коллектива
3.1. В целях уважения чести и достоинства члена коллектива, сохранения духовного наследия нашего народа категорически запрещается неуважительное отношение членов коллектива друг к другу, употребление неприличных слов. В колледже должно быть принято обращение друг к другу на «Вы».

3.2. Основной принцип взаимоотношений в колледже — права одного лица не должны ущемлять прав другого лица, в частности, свобода слова члена коллектива не даёт ему права клеветать и порочить кого-либо, права пользоваться непристойными словами, выражающимися в демонстративном игнорировании общепризнанных правил поведения во взаимоотношениях.

3.3. Свобода убеждений не даёт права приходить в колледже в религиозных обрядах.

3.4. Членам коллектива запрещается приходить в коллеже в одежде, привлекающей внимание окружающих, оголяющей отдельные участки тела, плечи, грудь, живот, а также участки выше колен, чрезмерно узкой одежде, религиозной одежде, с чрезмерно обвешанными металлическими цепями, заклёпками, ожерельями, в спортивной одежде и обуви. Члены коллектива должны приходить в колледж опрятными, в уместной одежде.

3.5. Члены коллектива колледжа должны проявлять уважение к выступающим, соблюдать тишину и порядок на различных мероприятиях (собраниях, торжественных заседаниях, деловых встречах, праздниках). В случае необходимости разрешается покидать зал в паузах между выступлениями.

3.6. Если у входных дверей в здание образуется очередь, учащиеся должны пропустить вперед преподавателей и сотрудников, мужчины — женщин.

3.7. Каждый входящий в здание обязан предъявить в развёрнутом виде документ, удостоверяющий личность, ответственному лицу или дежурному, назначенному для осуществления соответствующего контроля.

3.8. Члены коллектива на территории колледже по ходу своего движения должны занимать правую сторону. Рекомендуется при встрече здороваться, соблюдая следующую последовательность: учащиеся приветствуют преподавателей и сотрудников, мужчины — женщин, младшие по возрасту — старших. Исключение составляет рукопожатие — здесь инициатива может исходить только от старшего по возрасту.

3.9. Запрещается размещение в сети Интернет материалов, не соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям или имеющих отношение к внутренним проблемам колледжа, или использовать этот материал для различных иных целей.

3.10. Категорически запрещается подготовка, хранение, распространение на компьютерах различных материалов, не имеющих отношения к колледжу, а также кинофильмов, незаконных религиозных материалов, непристойных картин, пропагандирующих национальную, расовую, этническую, религиозную вражду.

3.11. Запрещается совершение действий, нарушающих учебный процесс и работу, а также спокойствие членов коллектива (нецелевое использование радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов и других звукоусиливающих средств).

3.12. Члены коллектива колледжа обязаны приходить на учебные занятия и работу своевременно согласно установленному распорядку дня.

3.13. Запрещается в колледже совершение любых правонарушений, в том числе категорически запрещается клеветать, порочить, оскорблять, распространять сведения, которые могут нанести моральный и материальный ущерб члену коллектива, наносить телесные повреждения, приобщаться к средствам, выведенным из гражданского оборота (наркотическим веществам и психотропным средствам и т.д.), пьянству, табакокурению, нарушению спокойствия, скандалам, азартным и другим играм, связанным с риском.

4. Взаимоотношения преподавательского состава и учащихся в учебно-воспитательном процессе
4.1. Взаимоотношения преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе должны основываться на национальных традициях «Наставник-ученик».

4.2. Когда преподаватель входит в аудиторию, все учащиеся должны встать и поприветствовать учителя, затем должны сесть на свои места.

4.3. Категорически запрещается пользоваться средствами сотовой связи во время учебных занятий.

4.4. Преподаватель может отстранить от занятий учащегося, мешающего своими неуместными действиями учебному процессу, уведомив руководство о сложившейся ситуации и получив на это разрешение.

4.5. В случае, когда учащимся необходимо общение с преподавателем вне учебного процесса, следует соблюдать следующие правила:

— знать, что учитель может заниматься с ними в следующих случаях: на занятиях, во время консультаций, при сдаче самостоятельных работ, на процедурах рейтингового контроля согласно расписанию, во время, назначенное по индивидуальной договоренности;

— точно знать должность, имя, отчество и фамилию нужного ему преподавателя.

4.6. Учащийся не может настаивать даже на краткой беседе, если он:

— пришёл к учителю без предварительной договоренности;

— опоздал или не пришел на общую или индивидуально назначенную консультацию.

4.7. В случаях индивидуального конфликта с преподавателем — учащиеся могут обратиться к руководству или руководителю группы колледжа с просьбой разрешить пройти рейтинговый контроль при специальной комиссии. При этом просьба должна быть мотивирована. Такие вопросы решаются заместителем директора по учебной работе на основании рекомендации заведующего кафедрой или руководителя группы.

5. Взаимоотношения между преподавателями
5.1. Основные принципы, которыми руководствуются все преподаватели — единство коллектива, взаимоуважение и внимание, дружба, солидарность, справедливость и честность во взаимных отношениях.

5.2. Во взаимоотношениях между преподавателями категорически запрещается неуважительное отношение к человеческим ценностям, унижение личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, сквернословие, ссора, нанесение другим морального, материального и физического ущерба.

5.3. Преподаватели не должны обсуждать свои личные проблемы в присутствии учащихся.

6. Этические обязанности преподавательского состава
— быть примером учащимся в соблюдении Правил;

— не предпринимать действий, чуждых интересам колледжа;

— в случае возникновения какого-либо непристойного происшествия или события, срочно информировать об этом администрацию;

— предупреждение любых событий, накладывающих пятно на честь и престиж колледжа

— не использовать сведения о коллеже для причинения ущерба его интересам и авторитету или в своих интересах;

— в учебном процессе приветствуется пропаганда этики, культуры поведения, наших национальных традиций, обычаев и ценностей;

— установление здорового образа жизни среди молодёжи, оберегать её от негативного воздействия пьянства и наркомании, от других различных пагубных угроз и чуждых религиозных и экстремистических воздействий, опасностей негативной «массовой культуры»;

— разработка эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания и просветительской работы в колледже

.

7. Запреты в этике поведения преподавательского состава
Преподавателям строго запрещается:

— унижение личности и ценностных качеств членов коллектива, открытое обсуждение личных и семейных проблем других лиц;

— организация различных интриг, сплетен и клеветы над членами коллектива и другими лицами;

— обсуждение с учащимися профессиональных и личных недостатков своих коллег;

— без оснований отстранять от учебных занятий учащихся;

— осуществлять во время учебных занятий коммерческую рекламу;

— проводить религиозную агитацию во время учебного процесса;

— приходить на учебные занятия в пьяном виде, небритым и нарушать установленный порядок ношения одежды;

— пить и курить в зданиях.

8. Правила этики поведения в отношениях между администрацией, преподавателями и сотрудниками
8.1. Отношения между администрацией, преподавательским составом и сотрудниками основываются на принципах взаимоуважения, единства, трудолюбия, толерантности, человечности, заботе друг о друге и справедливости.

8.2. Недопустимы попытки давления во взаимоотношениях администрации, преподавателей и сотрудников по вопросам, относящимся к их трудовой деятельности, а также выработка решений, не соответствующих принципам справедливости и интересам колледжа.

8.3. Между работниками одного должностного уровня рекомендуется решение проблем в рабочем порядке, если это способствует более эффективной работе. Приветствуются решения текущих вопросов работниками одного уровня в пределах их компетенции без привлечения руководства.

8.4. В коллективе порядок обращения с тем или иным вопросом к администрации формируется на основе принципа взаимоуважения (субординации).

8.5. Инициативы и идеи преподавателей и сотрудников по дальнейшему улучшению духовно-нравственного и психологического климата в колледже поощряются.

8.6. Администрация в целях профессионального и интеллектуального развития преподавателей и сотрудников создаёт все привилегии для пользования удобными рабочими местами, современными компьютерами, Интернетом, библиотечным фондом и информационными ресурсами, а также условия для отдыха, лечения, физического совершенствования.